Лидерство. продолжение

Дочка пришла из школы и рассказала, что сегодня было голосование. И на нём почти все выбрали Машу.

На одной из перемен дети побежали к своей первой учительнице Татьяне Анатольевне поделиться известием, что Маша теперь лидер класса. Что там было неизвестно, но когда они оттуда вернулись, то Вова и Таня настояли, чтобы класс переголосовал. Учительница, которая у них теперь, почему-то согласилась на перевыборы, в результате которых лидером стал Вова. А Маша – его заместитель.

Я допытывалась у дочки, как так получилось? Почему устроили второе голосование? Что за бред? Маша только пожимала плечами. Ей было больно, но она делала вид, что всё в порядке.

Через неделю на родительском собрании, учительница сказала нам с Егором, что Маша замечательная девочка, и вообще серый кардинал в классе. За ней идут, её слушают, хотя она ни на кого не давит и очень спокойно, уравновешенно себя ведёт.

– Ведь на первом голосовании именно Машу выбрали лидером! – радостно сообщила нам она.

– А почему было переголосование?

– Я не знаю, – сжалась учительница. – Это всё дети. Я не вмешивалась.

И вдруг нас отозвала мама одноклассницы Маши, и рассказала как всё было.

Оказывается, дети почти единогласно проголосовали за Машу. На перемене Вова доложил об этом первой учительнице Татьяне Анатольевне. Потом прибежали дети поделиться с ней новостью, а она сказала, что Маша не может быть лидером, что она слишком спокойная для этой обязанности, и в лидеры лучше подходит Вова. Тогда дети проголосовали за него.

Когда ты взрослый, очень просто склонить ребёнка думать так, как думаешь ты. Детей легко программировать – они верят тебе, они любят тебя. Но, взрослые, любите ли вы детей, когда переубеждаете их, когда обращаете их в свою веру? По ним ли она? Не ломка ли это их душ? Выбор без выбора – жестоко.

Мы попросили новую учительницу не говорить Маше о поступке Анатольевны, но через два дня Маша пришла в слезах – учительница ей это рассказала. Зачем? Вот зачем?

Впервые в жизни Маша приняла решение стать лидером, и сразу же её порыв придушили взрослые. Её предали дети. Маша поплакала, а на следующий день уже улыбалась и со всеми была солнечной, как всегда. Но это на поверхности.. А что там, внутри?

И как мы с Егором ей не объясняли, что настоящий лидер она – ведь сначала выбрали её, и этот выбор был от чистого сердца, пока не вмешались взрослые, всё равно Маше больно.. И что делать нам, родителям? Оставить эту ситуацию как есть, мол жизнь всех рассудит, или идти разговаривать с учителями, но о чём? Журить их за то, что они поступили не педагогично, не по-человечески?

Я в растерянности. Для чего-то  Жизнь дала Маше (да и всем нам) этот опыт. Ей виднее.. Но как мне облегчить боль своего ребёнка? И пусть дочка её не показывает, не говорит об этом, я же понимаю, что просто так это не проходит, не заживает, что все наши комплексы, зажимы и страхи родом из детства. Оно кишит психологическими травмами.

В один из дней, я решила пойти к школьному психологу и послушать, что она скажет, но в тот день Фейка пришла еле живая и все силы, внимание семьи переключились на лечение кошки.

Честно, я не знаю как мудро поступить в этой ситуации.

 

P.S.

Однажды Татьяна Анатольевна во втором классе начала при всех ругать одноклассницу Маши. Язвила, насмехалась, говорила, чтобы та собирала вещи и прямо сейчас отправлялась в первый класс, потому что там ей место. Девочка плакала, дети радостно хохотали от каждой шутки-насмешки учителя. Маша не выдержала этой бойни, встала и сказала, чтобы все прекратили издевательство, ничего нет смешного в этом. Класс замолчал.

Я не знала о происшествии. Маша ничего об этом не рассказывала. Рассказала мне мама той девочки. Она благодарила меня за дочь, которая единственная, защитила её ребёнка от публичного унижения.

 

Когда было повторное голосование, та девочка под влиянием той же Татьяны Анатольевны, изменила своё решение (сначала она выбрала Машу), и проголосовала за Вову.

лидерство

Столько всего наслучалось за это время, а душа не доползает до заметки. Усталость, дефицит времени на себя, а Жизнь накрывает событиями и ощущениями, как девятым валом. Этот период непростой тем, что приходится принимать решения такой важности, что от них зависят жизни и счастье детей, животных и вообще, семьи.

Обычно я хорошо ориентируюсь в обстоятельствах – наблюдаю, выжидаю момент, либо тонко чувствую, что надо поступить именно так – и действую без промедления. Но теперешняя реальность мне не совсем понятна, она постоянно достаёт из меня и моих близких скрытые резервы, реакции, которых мы сами от себя не ожидали. Это похоже на очень мудрый тренинг или сильнейшую духовную практику – она называется Жизнь.

На этом этапе непозволительно малодушничать, быть корыстной, но и ни в коем случае нельзя предавать себя. Всё на грани. Идти можно только по сердцу, иначе соскользну в равнодушие или упаду в ошибку. Ошибку, которая недопустима в этой ситуации. А сердце.. иногда я путаю эмоции с истинными чувствами. И чтобы разобраться где настоящее, а где ложное, требуется время. Эмоции – щупальца эго, оседают, рассеиваются, растворяются – потому что они изначально призрачны и обманчивы.

Чувства со временем крепнут, проявляются, словно изображения на фотобумаге. Главное не выбросить зёрнышко настоящего, как сор, как ненужную семечку, не отмахнуться от него, а очистить ему почву от эмоций-сорняков.

 

Недели три назад Маша рассказала, что в классе пройдут выборы лидера. Желающие взять на себя роль вожака могут подать заявку – список предложений, как сделать класс ещё лучше и дружнее. Голосовать будут одноклассники. Это выбор, который дети сделают самостоятельно.

Пару дней дочка думала, хочет ли она взять на себя эту ответственность, и решение было принято – Мария баллотируется в лидеры. Мы с Егором приятно удивились. Маша никогда не лезла на баррикады, всегда реагировала спокойно и мирно на происходящее. Она не старалась выделиться, склонить окружение на свою сторону, но если кого-то в классе обижали (даже если обижал учитель), она вставала и говорила толпе, что так делать нельзя, что человека важно поддержать, и смеяться над чужими ошибками не надо.

Лидерство. Маша серьёзно подошла к этому заданию. Сама составила план из предложений и способов как сделать жизнь класса ещё интереснее, как сплотить всех ещё сильнее. Мария и её одноклассница Таня вывесили на доску свои предложения. Ребята подходили к Маше и говорили, что рады, что она выдвинула свою кандидатуру, и собираются голосовать за неё.

Однажды, когда я спросила у Маши, как дела в школе, она рассказала о своих приключениях, интересностях, но я почувствовала – дочка что-то недоговаривает. Попросила её открыться. Вдруг Маша расплакалась.

Оказалось, что Вова, её одноклассник, сказал, что она не будет лидером, что он обо всём договорился и тоже  выставил свою кандидатуру.

Ху из Вова?

С этим мальчиком я впервые столкнулась на семилетии Маши. Мы устроили праздник в школе, пригласили клоуна, который развлекал класс, потому что дочка хотела видеть на своём Дне Рождения всех одноклассников. Я, токсикозная и беремчатая Милой, пришла туда с четырёхлетним Яном и видеокамерой.

Клоун развлекал детвору фокусами, песнями и плясками. Всё бы хорошо, если бы не конкурс с миллионом разноцветных маленьких липких бумажек. Их надо было налепить друг на друга. Дети с энтузиазмом облепились с головы до ног, но больше всего досталось свежепокрашеному полу, который я потом от липучек этих спасала.

Часа два я ползала среди парт и продлёночных первоклашек, молясь только о том, чтобы

а) не облевать всю округу

б) не хлюпнуться в обморок.

Отдирала бумажки по миллиметру, а они, суки, разрывались на атомы, и я вновь и вновь подцепляла эту заразу ногтями. В конце концов от моего фрэнча остались только рожки да ножки, но это фигня.. мне бы выжить в бою с липучками и диким токсикозом.

Некоторые дети помогали, но это было так сложно, что они быстро сдавались.

Тут подошёл он – полный, чернявый, беспардонный мальчик Вова:

– А зачем вы вообще этот конкурс устроили, если знали, что будет так грязно? – спросил Вова, глядя на меня сверху вниз, чавкая яблоком.

Стоя на карачках и борясь с очередным приступом тошноты, я ответила:

– Иди в жопу  Если бы я знала, то конкурс не проводили бы, – и полезла дальше под парты.

Так я познакомилась с Вовой.

На новогодних и восьмимартовских праздниках стало понятно, что Вова – любимчик учительницы. Это было очевидно.. Что поделать, все мы люди и у каждого есть симпатии-антипатии.

Следующая встреча с Вовой состоялась через два года, когда праздновали девятилетие Маши в Караване. Он потолстел ещё больше и.. пришёл без подарка.

В конце вечера позвонила его мама и спросила:

– А как вы Вову назад привезёте?

Вот интересно, может, это стоило обговорить заранее? Она ведь на что-то рассчитывала, отправляя сына на праздник.

Я сообщила, что в нашей машине свободных мест нет – она полна детей, с родителями которых мы договорились развезти их по домам. Но я подумаю, как Вову доставить в целости и сохранности.

Нас сразу выручил добрый папа одноклассницы, у него в автомобиле нашлось место для пацанёнка.

Через неделю после ДР, Вова осчастливил Машу подарком – вручил ей какие-то задрыпаные микроскопические игрушки. Но дело ведь не в подарке.. дело совершенно в другом..

И вот, тот самый Вова, сказал, что он всё устроил так, что не бывать Маше лидером и добавил, что она вообще ничем не интересуется, кроме Гарри Поттера.

Ага, конечно.. Маша, которая учится игре на гитаре, занимается карате, актёрским мастерством, восточными танцами и  рисованием (преподаватель говорит, что у дочки талант художника и просит это развивать), Маша которая читает взахлёб каждую свободную минутку – она ничем не интересуется?

Но всё это отношения детей. Я не могу в них вмешиваться (хотя сердце разрывается). Они сами должны решать свои недоразумения и ссоры. Я могу только поддержать своего ребёнка, сказать, что люблю её любой – лидером и нелидером, отличницей и двоечницей. Объяснить, что не всем людям она будет нравиться, и не стоит пытаться быть хорошей для всех.

Лидерство.. Чуть позже я напишу, чем закончились выборы класса. Продолжение следует.