“Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле и предательство, и убийство”.
Очень давно был прочитан роман польского писателя Бруно Ясенского “Заговор равнодушных”, из памяти стерлись многие его образы, а вот эти строки эпиграфа остались на всю жизнь….
Я редко произношу слово ненависть и, всегда была уверена в том, что ненавидеть всем сердцем я, слава Богу, не умею…. Поэтому я не знаю каким словом определить то чувство, которое переполняет мое сердце сегодня.
Признаюсь честно, цинизм украинской власти не был для меня неожиданностью…. Неожиданностью стало другое – нежелание или неспособность многих людей, хотя бы попытаться понять тех, кто встал сегодня на сторону свободы. Людей, в общем-то, хороших, чья жизнь, слава Богу, в целом, вполне удалась: жильем, стабильной зарплатой или пенсией – обеспечены, дети – взрослые и часто, чего греха таить, уже благополучно устроены за границей…. Ну, зачем, скажите на милость, этим людям свобода? Им-то, зачем здесь что-то менять? Конечно, они неплохо знают историю, высоко ценят поэзию Бродского и Ахматовой, искренне скорбят, рассуждая о трагических судьбах Вавилова, Мандельшама или Астафьева, так же искренне ставят лайки под публикациями, в которых речь идет о нарушении прав и свобод в сегодняшних России, Белоруссии или Украине…. Но, по большому счету, их лично, все происходящее сегодня в Украине, уже не очень волнует, а часто просто раздражает. Все, кто думает и поступает иначе, кто стоит на Евромайдане, организовывает акции протеста против окончательно зажравшейся власти, являются для этих людей нарушителями их спокойствия, их стабильного и вполне мирного существования. Им кажется, что они призывают к миру, а на самом деле они просто хотят, чтобы все было как прежде…. Они хотят покоя для себя… Объяснение своему отношению к Евромайдану эти люди находят вполне логичные: оппозиция – слабая, радикальные националисты ничего кроме отторжения не вызывают…. Но, мне кажется, что главная причина такой упрямой отстраненности – некий вирус…. Да, да именно вирус, которым заражены многие из рожденных в СССР. Вирус недоверия (ко всем и вся) и неверия (как правило, ни во что). Да и ностальгия тянет в молодость, а она у большинства связана опять же с СССР… А идеалы…. Ну, что такое – идеалы? Они, для многих уже давно стали абстрактными понятиями… Или слишком дорогой слабостью. Ведь за идеалы нужно платить… Всегда… И, прежде всего, собственным спокойствием и собственным удобством.
Но, прежде чем осуждать тех, кто сегодня сражается (именно сражается) за возможность и право Украины избавиться от власти оскорбляющей честь и достоинство граждан, власти погрязшей в коррупции, подмявшей под себя правосудие, средства массовой информации, манипулирующей результатами выборов, я прошу выслушать мою историю.
Я не писала, да и не собиралась писать об этом в ФБ, но…
Чуть меньше года прошло с того времени, когда, врачи заподозрили у моего, тогда десятилетнего сына, белокровие. Это было, как гром среди ясного неба. Думаю, что нет необходимости рассказывать о той боли и том страхе, которые поселились в моей душе…
Угроза для жизни Федора открыла передо мной двери в украинские онкоцентры…. Именно об этом я и хочу рассказать и, прежде всего, вам – равнодушные…. Думаю, что если бы вам пришлось, хотя бы пару раз там побывать (не в качестве стороннего наблюдателя, а, не дай Бог, в качестве пациента), увидеть то, что услышала и увидела я, поговорить с родителями детей, фактически, обреченных моим государством на верную смерть, сегодня вы бы уже стояли в первых рядах на Евромайдане и на голосование в свои округа приходили к открытию, четко зная, чего вы не хотите для своей страны.
Лечение онкологических больных детей во всем мире стоит очень дорого. Даже обеспеченной семье, самостоятельно справиться с этой бедой, чаще всего, нереально. Именно поэтому в цивилизованных странах, такое лечение проводится бесплатно, т.е. за счет государства. Позволю себе напомнить, что Украина это особая территория, которая для всего мира ассоциируется с Чернобыльской АЭС, где онкология является одной из главных причин смертей среди украинцев и, “по официальным данным, лечение онкобольных детей в Украине, тоже полностью оплачивается государством, но ни один (!!!) онкобольной в Украине не получает бесплатного лечения, а выделенные деньги распределяются через коррупционные схемы между чиновниками и врачами. Очередной недавний факт разоблачения, согласно которому, закупленные за счет бюджета препараты перепродавались через аптеки, это подтвердил. Ради интереса, зайдите сами в любую больницу, где лежат онкобольные, в любую палату, и попросите поднять руки тех, кого лечили бесплатно. Ни один не поднимет!” (http://www.socportal.info/analiz/besplatnogo-lecheniya-dlya-onkobolnyih).
Как обеспечиваются элементарные потребности наших онкоцентров, какие зарплаты у медицинского персонала, как выглядят палаты (не те образцово-показательные, куда периодически приезжают иностранные гости в сопровождении украинских чиновников от медицины, а обычные) думаю, описывать не нужно.
И еще один пример: борьба за увеличение бюджета госпрограммы лечения детей за рубежом продолжается не один год. В 2010 году финансовое покрытие составляло 14 миллионов гривен вместо минимальных 30 миллионов. Тогда в очереди было 42 человека, из них 24 ребенка. Деньги были выделены в конце декабря 2010 года. Но за счет этих средств, пролечились… сотрудники (!!!) Минздрава (кстати, об этом написали некоторые украинские издания). И родители маленьких пациентов, и врачи с болью рассказывали о том, что пока разбирались, пока шла борьба за увеличение бюджета, время было потеряно окончательно. Дети, которые находились в очереди не один год, умерли. Десять детей!!!
Никто из чиновников до сих пор не ответил за эти убийства? Поэтому воровство продолжается… Воровство, цена которому, жизнь ребенка! Так как вы думаете, имеет ли право на существование правительство, которое, с молчаливого согласия большинства в парламенте, не один год убивает маленьких граждан своей страны?
Поэтому сегодня, когда я слышу от правящих моей страной чиновников, что в бюджете нет достаточных средств на медицину, я первая начинаю жаждать не только полной и немедленной перезагрузки нынешней власти, а и непременного проведения люстраций. Потому что знаю, что если бы удалось, хотя бы часть украденных у моей страны денег вернуть в казну, много маленьких жизней можно было бы спасти….
Этот пример из моей личной жизни и он, увы, лишь капля в море человеческих слез и страданий.
Право выбирать и отстаивать свою позицию, безусловно, остается за каждым жителем Украины. Но оставаться равнодушным и отстраненным в эти дни, на мой взгляд, уже по меньшей мере, безнравственно.
Валерия Иваненко