Сегодня такой день.. Нет, я не была в ряду тех, самых первых, не стояла ровно год назад на Майдане..
Я приду на Майдан и к Михайловскому 30 ноября, когда узнаю, что зверски покалечили мирных людей, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, которые стояли там за судьбу Украины, за всех нас. Среди пострадавших не будет моих знакомых, но избиение этих людей станет для меня чем-то очень личным, бОльным и незаживающим.
Уже потом, весной, я найду в фотоаппарате, среди сотен снимков моего святого Майдана, фото парня, которого знает вся страна, имя его Устим Голоднюк. На фото он будет живым, молодым, красивым. А ещё в фотоаппарате увижу видео с ним, улыбчивым, светлым, мужественным. Устим был среди тех, кого избили на рассвете 30, один из тех, за которых сотни тысяч людей вышли из своих домов, из своего равнодушия, из своей хаты с краю.
Но всё это будет потом, будут наши потери и наши победы, будет надежда, радость от всеобщего единства, будет ад.. А пока конец ноября 2013 года. Где-то там на Майдане собираются чудесные люди, а я вернулась недавно из потрясающего путешествия, вожу детей на секции, ухаживаю за кошками, занимаюсь танцами. Я больше не хочу Майданов. Зная себя, понимаю, что если туда приду, то там и останусь. Так было с Майданом 2004. Я пёрлась туда беременная сыном с полуторагодовалой дочкой на руках. Поэтому осенью 2013 всячески старалась не видеть, и не знать, но Майдан вошёл в мою жизнь пожилой женщиной, идущей по трамвайной остановке.
Я везла сына на хип-хоп. Было холодно, промозгло. Такая неуютная нелюбимая осень.. И вдруг эта женщина с жовтоблакитною стрічкою на груди.. Меня пронзило чем-то настоящим. И стало стыдно – я, здоровая, молодая, еду в машине, занимаюсь своими делами, а она, в возрасте, добирается до Майдана общественным транспортом и находится там, потому что ей не плевать на эту страну, на этих людей. Маленькая, высохшая, скромно одетая, она стоит там за нас.
Я отмахнулась от неудобных мыслей и поехала дальше, но женщина не уходила из моей души, из моей совести. Уже через неделю я пришла на Майдан и осталась там. Потому что Майдан – это навсегда.
Фото сделано 8 декабря. Мы шли всей семьёй по площади, вдруг Егор заметил небо сквозь колокольню Софиевского собора. Словно Бог вывесил флаг Украины.