Сыну-второкласснику в школе задали создать проект на тему “Кожну крихту збережемо”.
Кто-то из одноклассников написал, как они с папой собирали крошки и кормили птиц, кто-то о том, что нельзя хлеб выбрасывать, а Ян решил рассказать историю, которая произошла с моей бабушкой в детстве.
Звали её Даша. Жила она со своей приёмной мамой Марфой. В двадцатые годы прошлого века, когда построили хату, печник им сделал печь, а в ней тайник. Сказал, чтобы Марфа никому о нём не говорила. Пусть будет – а вдруг пригодится.
И тайник, действительно, пригодился.
Шла осень 1932 года. Начинался Голодомор.
Марфа увидела, что у людей забирают любую еду, скотину, запасы продуктов. У неё было два пуда зерна (тридцать два килограмма). Она спрятала их в этот тайник.
Забрали всё, что только можно было забрать. В печь полезли, но тайник не заметили.
Каждую ночь Марфа доставала оттуда горсть зерна, перемалывала его ручной мельницей и варила похлёбку себе и двенадцатилетней Даше. Четыре месяца они ели только скудную баланду, и всё-таки выжили в ту страшную голодную зиму тридцать третьего.
Когда я приезжала к бабушке на лето, всегда удивлялась тому, что у неё много хлеба – батоны, караваи. Когда кто-то шел в магазин, она несколько раз напоминала: “Обязательно купи хлеб! Не забудь!” Ей говорили, так ведь ещё тот остался. На что бабушка нервно отвечала:
– Ты же знаешь, я не могу, чтобы в доме не было хлеба.. Вдруг он закончится? Не забудь купить.
Такая у неё всю жизнь была фобия – память Голодомора.
Хлеб не успевали съедать. Он засыхал. Из него делали сухари или отдавали собакам. Зато бабушка была спокойна.
Страшное время пережил наш народ..
Когда мы вспоминаем в семье эту историю с тайником в печи, сердце разрывается от бесконечной благодарности к неизвестному человеку, который позаботился и сделал то, о чём его не просили. Возможно, если бы не он, бабушка не выжила в Голодомор, и не было бы моей мамы, меня, моих детей..
Он сделал чуть больше, чем входило в его обязанности. И это спасло жизни, настоящие и будущие..
СПАСИБО до самого неба..