роли, которые мы не снимаем

Наблюдаю за детьми. Они играют постоянно. Младшая дочка вообще перевоплощается каждые полчаса в кого-то нового.

На занятиях рассказывают историю о червячке – вот Мила уже червячок. Ползает, говорит другим голосом. Посмотрела мультик – теперь она персонаж из него, а никакая ни девочка.

Мимо продефилировала Фейка – Мила уже кошка. И так постоянно, фантазирует, назначает роли другим. Если  ушиблась, сквозь слёзы объясняет, что это медведь ударился ( из “Маши медведя” или тот, в кого она в данный момент превратилась), это не настоящей Миле больно, а косолапому добряку.

И вот подумалось мне, что в природе людей – играть в кого-то, менять роли (не маски, а именно роли). Но в какой-то миг человек забывает, что Жизнь – это игра, квест, например, под названием “найди себя”, и срастается с ролью – начинает всерьёз воспринимать себя, зацикливается на пустом и проходящем, цепляется за иллюзии о мире и о других – таких же заигравшихся в “себя” людей.

Когда играет ребёнок (а он очень искренне играет, и на сто процентов верит, что является сейчас волшебником, злодеем или бабочкой), кажется, что это смешно и понарошку.

 

Когда взрослый заигрывается в обиженного, непонятого, победителя, проигравшего, успешного, просветлённого, умного и т.д. – мир больших людей воспринимает это как само собой разумеющееся.

 

Ребёнок спокойно сбрасывает с себя роль принцессы, чтобы превратиться в Лунтика, а потом так же спонтанно и с удовольствием становится мамой, случайно обнаруженной в кресле, кошки.

Взрослые держатся за свои роли и не желают выходить из образа. Более того, они хотят, чтобы другие тоже поддерживали свой имидж порядочных или негодяев, глупых или мудрых. Дети проще относятся к переменам. Чтобы испытать эмоции – они выдумывают игру, верят в неё, а потом прекращают, когда всё, что надо прочувствовано, выжато из ситуации. Чтобы ощутить себя храбрым и важным, ребёнок играет в героя. Чтобы прочувствовать победу или поражение – в воина. Быть красивой – значит тебе на полчаса в принцессы. Хочешь заботиться о ком-то – сеанс дочки-матери.

И каждый ребёнок знает, что всё это искренние, но не взаправдашние роли. Они – как аттракционы в погоне за впечатлениями, ощущениями, переживаниями. Роли – отдельно, я – отдельно.

Тот момент, когда мы сживаемся с ролью – роковой. Это как забыть снять костюм после спектакля. Или стать шизофреником.