об искусстве и расчленёнке

Пошли мы однажды в театр. Не просто театр, а молодой, новаторский. Энтузиасты сделали из трёхкомнатной квартиры на втором этаже зал со сценой, завели себе режиссёра с артистами и ставили опыты спектакли. Мне всегда хочется поддержать любое творческое начинание, поэтому мы с Егором и подружкой Аней пошли туда на разведку.

Вообще, в театр я влюблена с детства. Мама водила меня на потрясающие спектакли. Мы приезжали, например, в Москву, Петербург (тогда ещё Ленинград) или Киев недели на две, сразу покупали билеты, чтобы  каждый вечер бежать на свидание с искусством. Не смотря на сравнительно небольшой возраст, я любила эти путешествия в творчество.

Лет в восемь увидела “Даму с камелиями”. Я не понимала взрослый текст, но у меня дыхание перехватывало от красоты актрисы и её умопомрачительных нарядов, которые она меняла каждые двадцать минут. Это было похоже на волшебство. Вдруг, сквозь фейерверк платьев, я уловила грусть в интонации героини, стало больно и печально. Горько за неё. Всем сердцем я чувствовала, что эта красивая женщина несчастна.

Меня всегда восхищал “Ленком”. Спектакли высшей пробы. У Захарова не может быть иначе. Потрясли “Королевские игры” с Александром Лазоревым-младшим и, тогда ещё начинающей актрисой, Амалией Мордвиновой. Пронзительная история любви.. Я, наверное, все слёзы там выплакала. Когда спектакль закончился, и в зале включили свет, люди не расходились. Они оставались на своих местах – их души ещё не вернулись из истории, которую нам только что рассказали. Мы сидели молча, потрясённые увиденным, и тем, что в этот момент чувствовали наши сердца. Только молодой человек, лет восемнадцати беззвучно плакал в тишине.

Мне посчастливилось бывать на спектаклях, где зритель участвует в происходящем на сцене. Это очень интересный опыт. Маленький зал, молодые талантливые актёры, захватывающий сюжет. Артист может подойти к тебе, взять за руку и сказать свой монолог, глядя в твои глаза. Достать до чего-то такого, что спряталось за сердцем, и погладить, чтоб оно больше не боялось.

Ощущения удивительные, острые.

Ещё так случилось, что главный герой, выхватил меня из кресла, носил на руках по сцене, а потом посадил на стол в центре и минут пять, пока продолжался спектакль, я сидела там, наблюдая игру артистов с другого ракурса.

Первое действие закончилось. Герой вернул меня на место. Начался антракт. Я вышла из зала. Меня разглядывали с любопытством. Две пожилые женщины-театралки подошли и спросили: “Вы актриса?” Я засмеялась, ответила, что не виноватая я. Он сам пришёл.

Ну так вот. Нагрянули мы в этот новаторский театр. Пьеса оказалась мрачная, депрессивная. Артисты с выражением скорби на лицах, как призраки, стояли на сцене. Было нудно, серо, беспросветно. Будто на похороны пришли. Но ведь сбежать со спектакля посреди действия невежливо. Как бы наше восприятие мира не совпадало с точкой зрения авторов унылого шоу, это всё-таки их виденье, и мы к ним пришли. Нас ведь никто не заставлял.

Переглядываясь и пожимая плечами, мы оставались на своих местах, мечтая о скором конце спектакля. Там по сюжету мать и дочь убивают замечательного парня, который оказывается их сыном и, соответственно, братом. Они бросают его труп в воду.

В зале таинственно убирается освещение. А когда свет включается, перед зрителями стоят раскаявшиеся женщины-убийцы, а в центре висит обглоданное рыбами, полусгнившее человеческое тело без одной ноги. Такой вот ход. Гениальная находка режиссёра. Трепещи, зритель!

И невозможно не смотреть на эту тушу потому, что героини всё время возле неё стоят и разговаривают. Понимая, что сейчас меня стошнит (я очень впечатлительная особа с богатой фантазией), смотрю на мужа и подругу. Они в шоке.

Я отказываюсь видеть в куске пластмассового мяса вселенскую глубину и какой-то великий режиссёрский замысел. Кстати, сам режиссёр сидел в стороне и наблюдал за реакцией людей на его гениальную постановку.

Я громко предложила уйти с этого бреда потому, что если меня тычут носом в кишки, чтобы удивить, то я считаю это неуважением и дешёвым трюком для произведения неизгладимого впечатления. Меня радостно поддержали. Мы и остальные офигевшие неблагодарные зрители сбежали от туши и бездарных артистов в цветущий вечер, полный свежести. Гуляли по любимому городу и хохотали над приключением-ужастиком.

Надо отдать должное режиссёру – ему удалось нас впечатлить настолько, что теперь, когда мы видим очередную постановку для избранных, шутим, что сейчас самый момент для выхода куска мяса, чтоб хоть как-то разбудить скучающего зрителя.