новая Маша – новые мы

У нас событие – Маша пошла на детский тренинг. Оказалось, это настоящее приключение не только для дочки, а для всей семьи.

В пятницу нам словно подменили ребёнка – она стала более активной, раскрепощённой, выпустила свою Силу на волю. Мы, конечно, тренированные родители – всякие личностные росты и прочие лидерства для нас – зона комфорта, но я не ожидала, что Маша начнёт действовать так быстро, без раскачки. Просто идёт себе человек вперёд, с улыбкой преодолевая любые препятствия, проходя сквозь свои страхи, отбрасывая нафиг комплексы. Я тихо прозреваю. Не представляла, что результаты случатся так быстро и ТАКИЕ.

Да что там тренинг – Маша изменилась уже после предварительного собеседования с координатором, который прощупывал почву – готов ли ребёнок к работе над собой. С тех пор, и без того смелая Маша, вообще стала какой-то бесстрашной. Например, дочь поинтересовалась, не буду ли я против, если она запишется на хор. Я пожала плечами – раз хочется – пожалуйста. А Маше хотелось. Она подошла к незнакомому учителю, который ведёт этот хор, спросила по каким дням надо посещать занятия пения и одна-одинёшенька влилась в новый коллектив.

Постучалась. Вошла в зал. Сказала, что хочет петь с ребятами. Не смотря на то, что там занимаются малыши (первый-второй классы), четвероклассница Маша с радостью постигает музыкальную науку и не стесняется того, что ходит на такие вот немодные уроки. Её друзья отказались идти с ней, но когда Маша репетирует, они стоят под дверью, подслушивают и даже снимают на мобильный.

На тренинге она работает над собой, впитывает информацию, как губка, очень любит медитации и притчи. Потом всё это нам пересказывает, и мы тоже учимся вместе с ней. Ян бесконечно расстроен. Во-первых, скучает по Маше – она постоянно пропадает в тренинговских заботах. Во-вторых, ему тоже хочется вот такой бурной жизни. Обещает, что если мы его туда отведём, он всех победит и у всех выиграет. Мы объяснили, что там некого побеждать, кроме самого себя. Ян очень расстроился по этому поводу и сказал: “Вот так всю молодость просижу дома, без тренинга! Несправедливо!”

А он, действительно, ещё слишком молод – там с девяти до двенадцати лет ребята. Наблюдаются такие, которым весьма непросто – лениво, страшно, тяжело. Среди детей есть восьмилетний мальчик – он очень устаёт – видимо, рановато ему ещё.

Радует, что детей на тренинге учат открываться, говорить о своих чувствах, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выходить из зоны комфорта. Поощряют смелость, честность, активность, отзывчивость, искренность. Они получают задания, выбирают качества, которые им важно тренировать. И главное, что работа идёт не только с детьми, но и с нами. Потому, что нет смысла в новых установках ребёнка, если он вернётся домой, где ему подрежут крылья старые установки не изменившихся родителей.

Занятия со взрослыми проходили в воскресенье и во вторник. Это очень здорово, что большие состоявшиеся люди, мчатся на тренинг, ради взаимопонимания со своими детьми. Мамы, уставшие после полного забот дня, папы, пропустившие футбол ради тренинга – мы сидели в зале, такие разные, но такие похожие в своём стремлении стать ближе своему ребёнку, быть ему настоящим другом.

Нас учили тому, что грубейшая ошибка – воспитывать детёныша. Важно воспитывать себя – ведь ребёнок в любом случае копирует наше поведение, а не умные речи – как правильно поступать, а как нет.

Нам объясняли, что нельзя критиковать ценности и убеждения дочки (и вообще любого человека), пренебрежительно говорить о её способностях – она не виновата, что создана такой. Это вторжение в личность, в сокровенное. Можно делать замечание по поводу поступков и действий ребёнка, объяснять, что результат – так себе, подсказать, что следует сделать, дабы это дело улучшить. Но никогда не тыкать пальцами в слабые от природы места. В общем, я пообещала себе никогда не ругать Машу за её медлительность, не внушать ей, что она невнимательная, рассеянная, несобранная. Я больше не буду бить её словами.

Нам давали задания, предлагали обсудить ситуации, учили тонкостям общения. Мне очень нравится, что нашим детям объясняют: ошибаться – это нормально. И даже хорошо. Ведь благодаря ошибкам, мы учимся. И если кто-то делает оплошность на занятиях – все дружно радуются и кричат “класс! если бы ты не совершил эту ошибку, мы бы не узнали, как надо.” И дети расслабляются, они не боятся проявлять инициативу – никто не станет за это ругать, стыдить, и если даже они запутаются, то их ласково направят в нужном направлении.

Когда нас попросили сказать, какими чертами характера своего ребёнка мы, взрослые, гордимся, – очень порадовало то, что родители говорили о самых простых человеческих качествах – о доброте, самостоятельности, любознательности ребят. Радовались даже не детским успехам (хотя они, бесспорно, всегда приятны), а просто тому, что у них именно этот ребёнок – такой, какой есть – со своими хорошестями и козявками, достоинствами и хулиганствами.

Я держала мужа за руку, наблюдала за всем происходящим и понимала – нет большей силы на земле, чем любящая, дружная семья.