Муравьи

Я любила наблюдать за этими чудо-существами в детстве.
Мне нравилось бросать в муравейник крошки, чтобы им помочь, накормить, угостить. Всегда восхищала слаженность их действий. Команда!
Однажды убрала с земли гнилую доску, которая валялась там долгое время. А под ней тысячи муравьиных яиц. Ужас просто, сколько жизней я оставила умирать под жаркими лучами солнца. Но не верну ведь доску на место — во-первых, могу раздавить будущих детёнышей, а во-вторых, ну не нужна посреди двора эта хрень. Хожу, убираю дальше, бурьян вырываю. Совесть душу разъедает.
Минут через пятнадцать возвращаюсь к месту преступления и вижу радостно-удивительную картину.. Умницы-муравьи стройными рядами носят, брошенные под открытым небом, яйца в муравейник. Ура!!! Ни одного яичка не оставили. Такие вот рядом с нами существуют замечательные личности. И, как пишет мой любимый Вербер, неизвестно – это муравьи живут среди нас или мы, временные, мимоходом в их мире.
В «Муравьях» Вербера много удивительных мыслей, знаний, интересностей. Одна из них развернула меня на 180 градусов. Смысл такой, что для муравья гораздо важнее ДЕЛО — нести травинку, например, или защищать свой муравейник.. В общем, важнее то, чем он занят в данный момент, чем какая-то его смерть.
Гибель — ничто в сравнении с действием. Обидно только, что она прерывает начатое дело.
Я тогда задумалась. Почему люди такое большое значение придают своей смерти? Что в ней такого важного? Гораздо важнее то, что мы сейчас делаем, создаём, творим. Это имеет смысл. Это настоящее. А смерть — просто остановка. Движение, действие, поступки — намного больше значат, чем остановка.
Конечно, чья-то остановка-смерть влияет на нас. Не спорю. Но моя смерть — что она для меня? Постирать одежду, помочь ребёнку сделать уроки, подмести пол — это гораздо важнее, чем умереть.
Смертельно раненный муравей отползает в сторону, чтобы не мешать своим собратьям бороться с врагами, чтобы его труп не валялся у них на пути. Муравьи думают о других больше, чем о себе, даже когда погибают.. Это настоящее служение.
Точно так украинцы живут уже год.
Служение Чему-то большему, чем ты сам, началось ещё с Майдана и продолжается до сих пор, набирая обороты. Бывает очень больно, бывает очень страшно, мы ещё придаём себе значение, но среди нас целыми созвездиями вспыхивают люди, которые расширяют наши сутулые, сгорбленные, съёжившиеся души. Своим примером, своими действиями, своими подвигами они искорками проходят через наши заледеневшие сердца, отогревают их, вдохновляют на любовь, на благодарность, на Поступки. Воины, волонтёры, журналисты, дети, создающие рисунки-обереги на фронт, пожилые люди, отдающие последнее, ради нас, молящиеся за мирную, свободную Украину.. Каждый самоотверженно делает своё дело, и из этих маленьких дел складывается что-то очень большое и настоящее.